Вступительное слово В.В.Путина:Добрый день, уважаемые коллеги! Мы только что присутствовали на запуске четвёртого блока Южной ТЭЦ-22. Новые мощности позволят укрепить устойчивость энергоснаб
Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы только что присутствовали на запуске четвёртого блока Южной ТЭЦ-22. Новые мощности позволят укрепить устойчивость энергоснабжения социальных объектов, жилых кварталов, промышленных предприятий Петербурга. Губернатор неоднократно ставила вопрос о новых мощностях. Петербург так же, как и многие другие крупные города страны, нуждается в этом. Мы сегодня по всем этим проблемам подробнее поговорим.
Кстати говоря, ещё одна проблема возникла, в том числе, в сфере энергетики – в связи с аномальными погодными явлениями в Калининградской области. Я прошу тоже сегодня несколько слов об этом сказать. Там и МЧС, и коммунальные наши службы работают. Я только что получил очередной доклад от губернатора. Но работы ещё много, и я упомяну в ходе нашей сегодняшней встречи о проблемах, которые возникают и обнажаются в связи с проявлениями подобного рода.
Если говорить об энергетике в целом, то важно, что таких высокотехнологичных проектов, как тот, который мы сегодня здесь имели возможность посмотреть, в российском ТЭКе становится всё больше и больше, а сама отрасль последовательно развивается, вносит серьёзный вклад и в общее восстановление экономики, и в пополнение государственной казны. Что касается казны, то мы с вами хорошо знаем вклад энергетики в бюджет. Так вот, в 2010 году, по предварительным расчётам, поступления от нефтегазовой сферы составили более 4,1 трлн рублей, что составляет около, а может быть, даже чуть больше 50% всех поступлений в бюджет.
Вместе с тем много и проблем – мы об этом с вами хорошо знаем. Трагедия на шахте «Распадская» в мае 2010 года, масштабные сбои в системе энергоснабжения центральных регионов страны в декабре–январе говорят о том, что острых проблем, требующих решения, ещё достаточно. Это касается укрепления безопасности производств, технологической модернизации. Нельзя забывать и об антитеррористических мероприятиях, об антитеррористической защищённости объектов энергетической инфраструктуры. Всеми этими темами нам нужно предметно и системно заниматься.
Теперь о ключевых итогах и тенденциях работы отрасли по всем её направлениям в 2010 году, и конечно, о наших задачах на 2011-й. Отмечу, что удалось обеспечить рост всех – хочу это подчеркнуть: всех! – ключевых показателей работы ТЭКа в 2010 году.
Увеличилась добыча нефти и газа. По газу прирост добычи составил почти 12%. Что касается нефти, то мы впервые (впервые!) вышли на уровень добычи 505 млн т в год, и это самый лучший показатель в мире: Россия сегодня занимает 1-е м
547d
есто в мире по добыче. Это как раз тот оптимальный объём, который покрывает и внутренние, и экспортные потребности. И такой уровень добычи нефти мы должны удерживать в предстоящие годы. Удерживать!
Обращаю внимание: прирост добычи нефти в основном был достигнут за счёт ввода крупных месторождений в Восточной Сибири, таких как Ванкорское, Талаканское, Верхнечонское. Также начата добыча на месторождении имени Корчагина на Каспии.
Кроме того, полным ходом идёт освоение новых газовых месторождений – Бованенковского, Заполярного. Продвигаются проекты по сжиженному природному газу (СПГ) и освоению шельфа.
Меняется и структура поставок нефти и газа. Российские компании выходят на новые экспортные маршруты, укрепляют свои позиции на внешних рынках, прежде всего в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Так, благодаря пуску первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан (ВСТО – как мы её называем сокращёно) в 2010 году нам удалось нарастить экспорт нефти в страны АТР практически на 45%.
Активно выходят на международный рынок такие нефтяные компании, как «Лукойл», «Роснефть». На внутреннем рынке увеличились объёмы нефтепереработки.
Мы и дальше будем стимулировать глубокую переработку сырья, выпуск качественных нефтепродуктов, отвечающих самым строгим экологическим требованиям. Такие производства с высокой добавленной стоимостью дают нам новые рабочие места, увеличивают налоговые поступления в бюджет, позволяют рачительно использовать природные богатства нашей страны.
Напомню, что уже с 2011 года все наши НПЗ переходят на выпуск бензина стандарта «Евро-3». Кроме того, заводам, на которых глубина нефтепереработки меньше 70%, запрещено подключаться к магистральным нефтепроводам. Такую политику, подталкивающую компании, бизнес к качественному развитию, внедрению инноваций, будем проводить и впредь. В полной мере.
Это касается и угольной промышленности. Вы помните, как было много разговоров о её бесперспективности несколько лет назад. Я всегда считал такую точку зрения поверхностной и просто ошибочной, тем более что мы не могли оставить десятки тысяч людей без поддержки, без работы, просто свалить на них весь груз проблем (и как бы они решались – ещё неизвестно), и потому пошли на программу масштабной реорганизации отрасли: государство потратило на эти цели 133 млрд рублей.
К концу 2015 года мы планируем завершить программу реструктуризации – она продолжается. Будем направлять средства на переобучение шахтёров, на ликвидацию аварийного жилья и бараков, на переселение людей из посёлков вокруг выработанных шахт и разрезов. Добавлю, что в 2010 году угольная промышленность практически вышла на докризисный уровень. Ну мелочь какая-то осталась – практически это докризисный уровень. Было добыто 323 млн тонн угля. Костяк отрасли составляют рентабельные и успешные предприятия.
Вместе с тем особое внимание мы должны и впредь уделить вопросам безопасности в угольной отрасли – предотвращению аварий, созданию эффективной системы реагирования на чрезвычайные ситуации. Так, в июле прошлого года были внесены поправки в так называемый закон «Об угле», устанавливающие обязательные требования по дегазации шахт.
Повышается ответственность собственников предприятий. Расширены полномочия Ростехнадзора. Его инспекторы смогут приостанавливать работу предприятий, отстранять от работы их руководителей за грубые нарушения в сфере безопасности до вступления в силу решения суда.
Теперь несколько слов о ситуации в электроэнергетике. В прошлом году выработка электроэнергии в России увеличилась на 4,3%. Произведено более 1 трлн кВт•ч электроэнергии. Это практически тоже сопоставимо с докризисным уровнем. Восстановлены и начали работу четыре гидроагрегата Саяно-Шушенской ГЭС. Они сейчас дают примерно 50% от среднегодовой плановой выработки. Всё уже смотрится вполне солидно.
Были запущены такие крупные новые энергообъекты, как блок № 7 на Шатурской ГРЭС, 2-й энергоблок на Калининградской ТЭЦ-2. Реализуются программы в атомной энергетике. Так, в прошлом году запущен блок № 2 Ростовской АЭС. Идёт строительство Ленинградской АЭС-2, Нововоронежской и Балтийской АЭС. В общей сложности ввод новых генерирующих мощностей в 2010 году составил более 3,2 ГВт. Подчеркну, это один из самых высоких показателей за последние 10 лет. Вот такой же объём мы вводили только в 2005 году. Но задачи на 2011-й, на текущий год гораздо больше – ровно в 2 раза: нужно будет ввести 6,5 ГВт. А в целом, кстати говоря, в 2011 году, в текущем в большой энергетике должно быть введено 32 объекта.
Эти планы, безусловно, должны быть выполнены. Рассчитываю на ответственный подход всех наших коллег, всех энергетических компаний, на то, что в ближайшее время они полностью ликвидируют имеющееся ещё в некоторых случаях отставание по сдаче пусковых объектов.
Кроме того, прошу Минэнерго постоянно отслеживать график реализации инвестиционных программ и ввода энергоблоков, особенно тех, которые строятся в рамках договоров на поставку мощностей. Здесь срывов быть не должно. Мы же с вами договаривались в своё время: мы идём на определённые льготы, а компании своевременно инвестируют и вводят эти объекты.
Такие масштабные планы развития, ввод большого количества новых станций и энергоблоков потребуют серьёзной работы от российских машиностроителей. Мы, конечно же, рассчитываем, что наши машиностроители, энергомашиностроители, обеспечат выпуск современной техники, отвечающей всем мировым стандартам и требованиям. В ближайшее время в рамках отдельного совещания посмотрим, какие меры необходимо принять для поддержки нашего энергомашиностроения. Мы в ближайшие две-три недели такую встречу проведём, поговорим на все эти темы и обсудим все проблемы в энергомашиностроении.
В конце 2010 года – начале этого года мы столкнулись и с масштабными авариями. Без света и электричества остались многие регионы центральной России. Энергетики, ремонтники делали всё, чтобы восстановить линии. Однако для ликвидации последствий аварий в некоторых районах и посёлках потребовались не один день, и не одна неделя. Были случаи рассогласованных действий, отсутствия должной координации между ведомствами и территориальными энергетическими компаниями.
Произошедшее чрезвычайное происшествие – это не только следствие аномальной погоды. Конечно, это тоже фактор и очень серьёзный, но это ещё и серьёзный сигнал, показывающий положение дел в сетевом хозяйстве. Оно у нас сильно устарело. По оценкам, физический износ распределительных сетей достигает 70%. Мы привыкли то тут, то там говорить о каком-то износе, но это действительно серьёзный вопрос.
Сейчас я уже упоминал Калининград. Там выяснилось, что некоторые вышки (опоры) стоят более 60 лет без замены и ремонта. Немцы ещё строили. Нужно обновлять сети, оборудование, создавать резервные линии, отстраивать чёткую работу региональных энергетических компаний, наводить порядок с лесными просеками вдоль ЛЭП, в том числе решить проблемы с выдачей разрешений на вырубку леса. В целом надо урегулировать все вопросы земельно-имущественных отношений, возникающие при строительстве и ремонте электросетевых и других линейных объектов ТЭКа.
Обращаю внимание: следующую зиму мы должны пройти без повторения подобных аварий. Нужно провести детальный мониторинг и заранее локализовать все проблемные места в электросетевом хозяйстве, инфраструктуре. Прошу Министерство энергетики, ФСК, МРСК, а также «Ростехнологии», не откладывая, заняться всеми организационными и техническими вопросами.
Параллельно с этим нужно готовить планы общего обновления сетей. Считаю, что здесь нужна специальная долгосрочная программа. Прошу Минэнерго представить свои предложения на этот счёт. Мы с руководителем МРСК говорили: там цифры колоссальные. Но надо делать, надо программу создавать и постепенно начать её осуществление, работу, изыскивать источники. Работать надо!
Сегодняшнее совещание – повод обсудить ещё одну очень важную проблему. Это ситуация с ценами. Надёжное обеспечение внутреннего рынка должно служить для нас безусловным приоритетом. Нужно создать надёжную страховку от разного рода скачков, от немотивированного и ни чем не обоснованного вздутия цен, а сам механизм ценообразования должен быть максимально прозрачным.
В этой связи не могу не остановиться на ситуации с ценами на дизельное топливо, тем более что это один из ключевых ресурсов для сельхозпредприятий, начавших, по сути, весенне-полевые работы.
Обращаю внимание, уважаемые коллеги: с декабря 2010-го по январь 2011 года рост цен на дизельное топливо составил более 35% (это отпускные цены с НПЗ). Средняя цена на солярку в январе перевалила за 28 тыс. рублей за тонну. Минэнерго, ФАС, Российская академия наук провели анализ факторов, оказавших влияние на такой бурный рост. И что выявилось на деле? Объективные факторы роста тоже есть, но они оказались совсем не основными.
По данным Минэнерго и ФАС, получается, что более 50% в увеличении цены (или в абсолютных цифрах – в январе 3 тыс. 902 рубля, а в феврале 3 тыс. 500 рублей) приходится на так называемый фактор роста спроса. Именно этим объясняют рост цен представители нефтяных компаний. С этим, вы понимаете, никто не может согласиться. Такая постановка вопроса может привести к оправданию дефицита, а затем, на втором этапе, и к его искусственному созданию. Не хотелось бы думать, что причина скачка цен такая банальная – просто грубо извлечь необоснованную максимальную прибыль.
Минэнерго, другие ведомства сейчас ведут работу по стабилизации рынка, взаимодействуют с нефтяными компаниями. В результате такой работы ряд компаний уже позитивно отреагировал: «Сургутнефтегаз», например, снизил отпускные цены с НПЗ на 2 тыс. рублей, «Роснефть» – на 1,5 тыс. рублей, «Лукойл» снизил цены. Вместе с тем пока нет реакции ни от «Газпром нефти», ни от «ТНК-ВР». И если есть что сказать, то просил бы это прямо сейчас и сделать.
Г.Б.Хан (исполнительный директор ОАО «ТНК-ВР менеджмент»): Мы уже отреагировали, Владимир Владимирович. Снижение будет.
В.В.Путин: Когда?
Г.Б.Хан: Сегодня.
В.В.Путин: Спасибо. А где у нас второй руководитель?
А.В.Дюков (председатель правления, генеральный директор ОАО «Газпром нефть»): На самом деле мы отреагировали ещё в конце января, и с 1 февраля мы снизили цены на зимнее дизельное топливо на 1 тыс. и 1,5 тыс. рублей. Вчера было принято решение, и мы снижаем цены на зимнее дизельное топливо дополнительно к тому снижению, которое было в конце января, ещё на 1,5 тыс. рублей на тонну.
В.В.Путин: Александр Валерьевич, может быть, всё так и было. Только, по имеющимся у меня сведениям, на утро сегодняшнего дня никаких изменений по вашей компании не было заметно. Посмотрим, что будет в конце сегодняшнего.
В этой связи даю команду ФАС незамедлительно начать антимонопольное расследование по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо.
Также считаю, что нам необходимо подумать о формировании резервов на нефтепродукты для сглаживания сезонных колебаний. И прошу Минэнерго поговорить с коллегами и с нашими ведущими компаниями –«Транснефтью», НПЗ – поработать, где, какие возможности на этот счёт существуют, сделать соответствующие предложения.
Кроме того, НПЗ должны согласовывать с Минэнерго и Ростехнадзором свои планы ведения текущих ремонтов и регламентных работ, чтобы заводы не останавливались на ремонт одновременно, как это подчас у нас бывает сегодня. И в связи с этим не возникал бы дефицит поставок. Соответствующее решение мы примем в самое ближайшее время. Если такая проблема возникает – а она возникает у нас время от времени, – мы не можем и не должны её допускать. Согласовывайте теперь с Минэнерго ваши регламентные и другие ремонтные работы.
И, наконец, сегодня могу сообщить, что мы приняли принципиальное, согласованное с вами, уважаемые коллеги, с нефтяными компаниями решение: в текущем году продлить льготную цену на ГСМ для сельхозпроизводителей. Скидка должна составить, как мы с вами договорились, 10% от цены, которая сложилась на 1 ноября 2010 года. Это значит, что от сегодняшней цены скидка составит где-то 30%, чуть больше. В абсолютных цифрах это значит, что сельхозпроизводители получат поддержку в объёме порядка 10 млрд рублей.
Проекты соответствующих постановлений Правительства подготовлены, завтра будут вынесены на заседание Правительства, приняты и подписаны. Есть ещё один документ – распоряжение Правительства: оно будет подписано сегодня.
Агропромышленный комплекс, который пережил трудный, очень трудный 2010 год, нуждается в поддержке. Нужно дать возможность нормально провести весенние полевые работы, заложить базу для будущего урожая. И конечно, нам нужны системные решения, которые позволят сделать механизм ценообразования на рынке предсказуемым и объективным. Речь идёт и об использовании прямых контрактов на поставку нефтепродуктов, и о широком внедрении механизмов биржевых торгов, которые позволяют установить справедливую цену.
Напомню, для стимулирования торговли через биржевые площадки мы договорились об обязательной продаже через биржу до 15% сырья и нефтепродуктов. В 2010 году через механизм биржевых торгов было продано 7,6 млн т нефтепродуктов – рост более чем в 3 раза по сравнению с 2009-м. По экспертным оценкам, такой же рост ожидается в 2011 году. Но всё же этого пока явно недостаточно, мало.
Нам нужно и дальше расширять биржевую торговлю, внедрять различные финансовые инструменты, в том числе фьючерсы, организовывать торговлю не только нефтепродуктами, но и сырой нефтью. И, безусловно, должна быть обеспечена транспортировка всех углеводородов, которые реализованы через биржу. Здесь я не могу с вами, уважаемые коллеги, не согласиться, то есть для нефтяных компаний должна быть гарантирована работа с транспортом. И вы, и потребители, конечно, должны быть уверены в том, что купленные на бирже нефтепродукты будут поставлены в полном объёме и чётко в срок.
Хочу проинформировать, что приняты дополнительные решения, направленные на сохранение благоприятных условий для развития биржевой торговли и нефтепродуктов, и эти решения тоже будут завтра приняты на Правительстве. Теперь регистрироваться на бирже будут не только сделки, проходящие через биржевую площадку, но и внебиржевые сделки с нефтью и нефтепродуктами, в том числе и долгосрочные контракты. Это также будет способствовать, как нам кажется, созданию прозрачных и понятных правил при формировании цен на нефтепродукты. В целом – ещё раз повторю – надо стимулировать заключение на рынке прямых долгосрочных договоров без посредников.
Прошу также Минэнерго, ФАС с участием нефтяных компаний, а также ключевых потребителей нефтепродуктов подумать над созданием, условно скажем так, биржевого комитета – саморегулирующей организации. Эта структура могла бы заняться системным мониторингом ценовой ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, давать объективную картину тенденций на рынке.
Ещё одно замечание. ТЭК, нефтянка в целом объективно несут высокую налоговую нагрузку. Кроме того, фактически субсидируют другие отрасли экономики. Поэтому на предприятия ТЭКа не должны ложиться дополнительные издержки, в том числе транспортные. К любым решениям по тарифам на перевозку нефтепродуктов нужно относиться предельно аккуратно – искать здесь оптимальные решения и развязки.
Мы с вами не раз обсуждали подходы к выработке эффективной модели налогообложения. Это налоговый режим для новых месторождений, выработанных и низкодебетных скважин, а также дифференциация НДПИ и выравнивание пошлин на светлые и тёмные нефтепродукты. Считаю, что дискуссия вокруг налогов явно затянулась. Мы давно это уже обсуждаем. Здесь я не могу с вами не согласиться: это мешает компаниям выстраивать долгосрочные стратегии развития и планы. Поэтому прошу максимально оперативно проработать вопросы по налогообложению отрасли и представить возможные варианты для рассмотрения на правительственной комиссии по ТЭКу в самое ближайшее время. Весной надо эту работу закончить.
И последнее. Прошу Минэнерго совместно с «Газпромом» проработать возможности обеспечения приоритетного доступа к трубопроводному транспорту всех независимых производителей – мы много раз уже это обсуждали – в целях заключения долгосрочных договоров поставок газа на энергообъекты, сооружаемые в рамках наших договоров на поставку мощности. Здесь тоже не могу не согласиться с энергетиками. Как же они будут вкладывать сейчас инвестиции, стройки осуществлять, будучи неуверенными в том, что они получат газ на эти объекты? И прошу Министерство энергетики вместе с «Газпромом» обязательно доработать этот вопрос и решить без всяких проволочек.