Заявления ряда российских муфтиев о том, что потрясения, происходящие сегодня в некоторых странах Арабского Востока, связаны с ростом экстремизма в расположенных там исламских университетах,
Заявления ряда российских муфтиев о том, что потрясения, происходящие сегодня в некоторых странах Арабского Востока, связаны с ростом экстремизма в расположенных там исламских университетах, говорят о незнании реального положения в этих учебных заведениях. Такое мнение в беседе с ИА REGNUM высказал старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Владимир Бобровников .
Напомним, что в первой декаде февраля муфтий Пермского края, председатель недавно образованного Всероссийского муфтията Мухаммедгали Хузин заявил, что события в Тунисе и Египте обнажили одну из серьезных проблем мусульманского мира. По мнению Хузина, вузы этих стран перестали быть всемирной кузницей кадров для умеренного ислама и превратились в площадку ваххабитов. Он также выразил обеспокоенность тем, что выпускники этих вузов с оружием в руках воюют за «чистый ислам» на Северном Кавказе.
«Образование в ведущих мусульманских вузах устроено так, что его вряд ли вообще возможно подчинить какой-то одной доктрине или религиозному течению, — отметил Бобровников. — К тому же, если говорить о таких «краеугольных» исламских университетах, как египетский «Аль-Азхар» и тунисский «Аз-Зайтун», то там, действительно, училось довольно много студентов из России, но закончили их единицы. И среди закончивших — люди очень разные. Например, выпускником «Аль-Азхара» является известный московский имам Шамиль Аляутдинов , никогда, насколько я знаю, в экстремизме не замеченный».
«Что касается активности студентов этих вузов во время массовых волнений, то я бы ее объяснил не конкретной доктриной, а общим высоким уровнем политизации студенчества. В нашей стране это сейчас трудно представить, а во многих арабских странах студенты являются одной из самых политически активных социальных групп», — отметил эксперт.
«Заявления наших исламских лидеров на тему экстремизма часто являются отражением внутренней борьбы в их среде, в ходе которой ярлыки развешиваются достаточно произвольно. Например, помимо книг, которые в судебном порядке признаны экстремистскими, почти у каждого Духовного управления есть список так называемой «ваххабитской литературы», причем от одного управления к другому эти списки могут существенно отличаться», — добавил Бобровников.