В ходе состоявшегося 8 февраля в Риге заседания Совета общественных организаций Латвии, представляющего несколько десятков русских неправительственных организаций, было принято решение обрат
В ходе состоявшегося 8 февраля в Риге заседания Совета общественных организаций Латвии, представляющего несколько десятков русских неправительственных организаций, было принято решение обратиться к руководству страны, а также двум оппозиционным фракциям парламента с призывом отказаться от неправомерных языковых ограничений в частной сфере, каковые должны вступить а силу с 1 марта 2011 года. Об этом сегодня, 9 февраля, сообщает корреспондент ИА REGNUM .
Инициатором обращения выступил Латвийский комитет по правам человека (ЛКПЧ). «Если с 1 марта 2011 года вступят в силу, принятые летом 2008 года по настоянию ТБ/ДННЛ поправки к правилам Кабинета министров, которые многократно расширяют перечень профессий, где требуется владение государственным языком на среднюю категорию, то шаткое языковое равновесие в стране будет опрокинуто. Это откровенное вмешательство государства в частную сферу, куда бежало большинство работоспособных наших соплеменников», — заявил выступавший от имени ЛКПЧ экс-депутат Сейма Латвии Владимир Бузаев (» ЗаПЧЕЛ «).
В заявлении, поддержанном СООЛ и адресованном премьер-министру Латвии Валдису Домбровскису (» Единство «), председателю парламентской фракции » За хорошую Латвию » Эдгару Залансу и председателю парламентской фракции » Центр Согласия » Янису Урбановичу , в частности, говорится:
«Средний уровень охватывает ступень В1, в которой число должностей и профессий, к которым предъявляются требования, увеличивается с 20 до 138, и ступень В2, в которой список расширяется с 3 до 376 профессий, т.е. в 125 раз. Решение о радикальном увеличении списка таких профессий было принято еще правительством Ивара Годманиса 29 июля 2008 года. При этом премьер в переписке с депутатами Сейма от фракции «ЗаПЧЕЛ» отметил, что решающую роль в принятии правил сыграло направленное ему на бланке канцелярии президента письмо от 1 июля 2008 года, в котором расширения списка подлежащих аттестации профессий потребовали участники международной конференции «Столетие латышской орфографии». Мы, представители Совета общественных организаций Латвии, бланками канцелярии президента не пользуемся, и к числу специалистов в латышской орфографии не принадлежим. Зато члены представленных в СООЛ организаций преимущественно принадлежат к тому кругу лиц, которых языковая аттестация непосредственно касается.
Поэтому и у нас есть право довести до вас свою обеспокоенность этим неправомерным, непропорциональным и несвоевременным вмешательством государства в частную сферу. Данные языковой аттестации среди взрослых свидетельствуют, что в 2009 году аттестацию прошли всего около 4000 человек, хотя по некоторым оценкам новые языковые требования затрагивают около 70 000 работающих. За последние 5 лет доля лиц, не могущих выдержать аттестацию, колеблется от 22 до 33% от числа желающих получить удостоверения. По данным Государственного агентства занятости на 31 декабря 2010 года и без того доля нелат
1912
ышей среди всех безработных и среди отдельных групп риска заметно превышает их долю в составе населения. Кроме того, все курсы повышения квалификации и переквалификации нелатышей осуществляются исключительно на латышском языке. Полноценно такие курсы могут воспринимать лишь около 12% нелатышей, имеющих высшую категорию.
[…] В то же время нет никаких законодательных препятствий для того, чтобы вести эти курсы и на русском языке, ибо они финансируются не за счет госбюджета, а исключительно из средств фондов ЕС. Обращаем также ваше внимание на непропорционально высокие, не соответствующие международной практике, требования (категория А2), предъявляемые Правилами № 733 к соискателям постоянного вида на жительство и на статус постоянного жителя Европейского сообщества. И, наконец, по нашему мнению, впервые предъявленные теми же правилами требования к депутатам Сейма (С2) и самоуправлений (С1) приняты без соответствующего делегирования полномочий Сеймом (ст. 31 Закона об устройстве Кабинета министров) и вопреки приговору Европейского суда по правам человека и решению Комитета по правам человека ООН, побудившим Латвию отменить аналогичные требования к кандидатам в депутаты».
В обращении также содержится просьба к двум оппозиционным фракциям Сейма Латвии инициировать дискуссию на данную тему в парламенте и в обществе, подав в правительство соответствующий запрос. В свою очередь координатор СООЛ Виктор Гущин поднял вопрос предоставления негражданам Латвии права голоса на муниципальных выборав. Он представил краткий исторический обзор этой темы, показав, что «политический класс, состоящий из латышей» систематически уклоняется от положительного решения этой проблемы, вопреки настоятельным рекомендациям различных международных организаций. По его инициативе, ввиду предстоящего в середине февраля визита в Латвию верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств Кнута Воллебека, СООЛ принял решение передать в посольство Норвегии все материалы, касающиеся дискриминации национальных меньшинств в Латвии.