Реакция на законотворчество: кому нужен татарский язык в Татарстане?

Без рубрики

Как уже сообщало ИА REGNUM , группа депутатов во главе с лидером ЛДПР Владимиром Жириновским внесла в Государственную Думу России законопроект , согласно которому обязательное изучен

Как уже сообщало ИА REGNUM , группа депутатов во главе с лидером ЛДПР Владимиром Жириновским внесла в Государственную Думу России законопроект , согласно которому обязательное изучение языка «титульных этносов» в национальных республиках для представителей других национальностей отменяется. Эта инициатива вызвала живейший отклик в Татарстане.

В соответствии с Конституцией РТ татарский язык является государственным и обязательным для обучения во всех школах Татарии. Однако преподавание его (ведущееся до сих пор в русле политики национального реванша прежнего руководства Татарстана) ведется зачастую в больших объемах, чем преподавание русского. Это приводит к недостаточному знанию обоих языков и плохой успеваемости по остальным предметам в целом. Как неоднократно сообщало ИА REGNUM , ситуация вызывает возмущение многих родителей, в том числе и самих татар, которые считают подобную практику ущемлением прав своих детей.

Как сообщил ИА REGNUM Михаил Щеглов , «принятие такого закона является уже просто очевидной необходимостью». «Двадцатилетняя практика обязательного обучения татарскому языку показала свою безрезультатность: не татары как не говорили по-татарски, так и вряд ли станут на нем говорить», — уверен заместитель председателя Общества русской культуры Татарстана. Он считает, что необходимо прекратить тратить бюджетные деньги на обучение татарскому языку русскоязычных школьников: «Пусть лучше эти средства будут направлены на обучение татарских детей татарскому языку, а русские дети имели бы возможность изучать второй государственный язык в Татарстане добровольно».

Заведующий кафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского государственного технологического университета профессор Александр Салагаев назвал законопроект ЛДПР «довольно демократичным, поскольку по этому закону людям право выбирать». «В СССР конфетку в рот молотком забивали, то же пытаются делать сейчас!» — так определяет политику Минобрнауки Татарстана казанский социолог.

Ожидаемо не согласен с ним директор Института истории АН РТ Рафаэль Хакимов , экс-советник по политическим вопросам Минтимера Шаймиева , который в свое время сам был одним из разработчиков «стратегии национального реванша» в Татарии. «У меня дочь знает четыре языка: русский, татарский, узбекский и английский, — сообщил Хакимов, — и этому можно только радоваться». По его мнению, «изучение языка титульного этноса является проявлением к нему элементарного уважения», поэтому обязательное обучение татарскому языку всех детей в Татарстане необходимо сохранить.

В отличие от Хакимова, другой известный идеолог татарского национализма, директор Центра этнологического мониторинга Всемирного конгресса татар Дамир Исхаков является противником обязательного поголовного обучения татарскому языку. Он прямо заявил, что власти Татарстана «зря расходуют на это ресурсы» (на национальную стратегию » Килэчэк » в ближайшие три года будет потрачено 6 млрд рублей — прим. ИА REGNUM ). П
2ad2
ри этом Исхаков уверен, что законотворческая инициатива Владимира Жириновского является предвыборным ходом. «Сейчас Жириновский разыгрывает «русскую карту», и если этот закон будет принят, то будут ликвидированы последние остатки федерализма в России». По мнению этнолога, «знание татарского языка повышает конкурентоспособность любого русского, стремящегося сделать себе карьеру в Татарстане, поскольку татары положительнее относятся к русскому, владеющему их языком».

Дистанцируясь от национальных вопросов, татарстанские коллеги Владимира Жириновского из Госсовета РТ советуют ему соблюдать российскую Конституцию. Председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета Татарстана Разиль Валеев в своем комментарии ИА REGNUM заявил, что «России нужно оставаться правовым государством и не принимать законы, которые противоречат Конституции РФ». «68-я статья Основного закона страны дает нам право устанавливать второй государственный язык, при этом даются гарантии для его изучения, поэтому татарский язык должен оставаться обязательным для обучения всеми школьниками республики», — считает татарстанский депутат. Валеев также уверен, что новая законотворческая инициатива Владимира Жириновского не только его личная, но «и тех сил, что стоят за ним».

Начальник Отдела по развитию языков и взаимодействию с общественными организациями исполкома Казани Ирек Арсланов заявил, что «в Татарстане обучение любому предмету является добровольным, просто есть стандарт образования, которому необходимо следовать». На вопрос относительно причин слабого знания выпускниками школ татарского языка, Арсланов ответил философски: «Кто-то плохо знает химию, кто-то плохо учиться по физике, ну а кто-то плохо владеет татарским языком».

Предсказуемо комментировали инициативу ЛДПР молодые татарские националы, которые выступают за сохранение обязательного поголовного обучения татарскому языку и даже за придание ему статуса второго государственного в России. Так, председатель бюро Всемирного форума татарской молодежи Руслан Айсин заявил: «Знание языка, культуры, традиций, ментальности народа, с которым живешь бок о бок — это естественная норма». По его мнению, школа закладывает основы межнационального взаимопонимания. «Многие мои русские друзья знают татарский язык и очень горды этим фактом», — заявил Айсин.

Лидер более радикального «Союза татарской молодежи «Азатлык» Наиль Набиуллин считает новый законопроект «продолжением политики ассимиляции и уничтожения нерусских народов, которое ведет шовинистически настроенное правительство». Знать язык титульного этноса граждане России, проживающие в национальных регионах, обязаны, по мнению Набиуллина, «во-первых, из-за банального уважения к той государствообразующей нации, которая дала название национальной республике, а во-вторых, этого требует законодательство Татарстана, в частности Конституция, в которой закреплены два государственных языка». В качестве стимула для изучения татарского языка Наиль Набиуллин предложил использовать «экономический аспект», в то же время настаивая на принудительном обучении: «В Татарстане татарский язык должны изучать все».

Активист социалистического крыла молодежного татарского движения Булат Шагеев, являющийся поклонником идей татарских большевиков-революционеров Мулланура Вахитова (1885-1918) и Хусаина Ямашева (1882-1912), считает, что обеспокоенность представителей русского народа, проживающего в Татарстана, вполне обоснованна, и полагает, что принятие нового законопроекта вполне уместно, только его необходимо доработать. «Подавляющее большинство русской молодежи республики, изучавшей на протяжении школьных лет татарский язык, им практически так и не овладело», — констатирует Шагеев.

С ним солидарен учитель средней школы №143 с углублённым изучением отдельных предметов Казани Сергей Шадрин, который отметил, что «20-летний опыт обязательного изучения татарского языка в школах Татарстана способствовал усвоению его лишь на примитивном уровне». По мнению казанского педагога, непосредственные носители татарского языка владеют им не благодаря изучению в школе, а из-за использования в домашней среде. Остальные обучающиеся воспринимают курс татарского языка как обременительную и невостребованную на практике дисциплину. «Полагаю, что «золотой серединой» в решении обозначенной проблемы стало бы предоставление гражданам права добровольного (следовательно, мотивированного) изучения татарского и иных языков титульных этносов республик России», — считает педагог.

Его коллега из лицея им. Н.И. Лобачевского при Казанском университете Егор Червяцов согласен, что «у нас многонациональное государство, однако надо смотреть правде в глаза». «Исходя из общественной практики, могу констатировать следующее: в процессе преподавания в школе и в вузе на территории нашей республики повсеместно используется русский язык. Русский же является официальным языком письменного делопроизводства, прошений и обращений граждан, большинства местных телевизионных каналов. В результате татарским языком никто толком не овладевает, ибо языковой среды для его использования нет», — считает Червяцов. По его мнению, из этого следует, что изучение татарского языка тем лицам, для кого он родным не является, не должно быть обязательным. При этом для сохранения татарской культуры и самого этноса изучение родного языка очень важно и его следует сохранить.

Профессор кафедры этнологии и археологии Казанского федерального университета Татьяна Титова считает, что в случае принятия нового образовательного стандарта обучение национальным языкам само по себе станет добровольным и по выбору. Главной причиной отказа родителей русских детей обучать их татарскому казанский этнолог называет качество преподавания, от которого и через 10 лет обучения в школе русский выпускник не умеет свободно говорить по-татарски.

Вопреки ожиданиям, в местном отделении ЛДПР поддержали намерение своего центрального руководства (в большинстве татарстанских отделений других политических партий традиционно равняются на политику Казанского кремля, а не на директивы партийных центров — прим. ИА REGNUM ). Как сообщил ИА REGNUM заместитель координатора татарстанского регионального отделения ЛДПР Сергей Гущин, принятие закона о добровольном изучении языков местных этносов в национальных регионах будет правильным, «поскольку не противоречит российской Конституции, а наоборот — закрепляет права граждан России». В этой связи, по мнению Гущина, для Татарстана этот закон будет особо актуальным.